11 Янв 2010, 4:48пп

by

1 comment

Звонница счастья

Слава Богу, нам не надо искать чуда где-то далеко, за далёкими горами или морями. Стоит лишь зайти в парк-музей Коломенское в Москве и проследовать к обрыву, где стоит Храм Вознесения.

Здесь по субботам и воскресеньям, и летом, и зимой, несколько звонарей-самоучек сплетают величественные и грандиозные гирлянды звуков, используя совершенно оригинальную, уникальную звонницу из пластинчатых бронзовых колоколов.

Впервые услышав эти мощные, радостные звуки, невольно замираешь. Многие даже не могут удержаться от слёз – столь высоко потрясение услышанным. Сердце безоговорочно принимает происходящее – ведь это своё, родное, русское… До сих пор молчавшее в глубинах небытия, но теперь обнаруженное и проявленное Александром Ивановичем Жихаревым, создателем чудо-звонницы и главным звонарём.

Эти звуки помогают поверить в реальность возрождения России, более того, почувствовать, что возрождение – уже началось, вот оно!

Эти новые звуки удивительно чистые и консонантные, радостные. Конечно же, с помощью инструмента, созданного Александром, можно исполнять и грустные мелодии. Но их печаль все равно оказывается светлой, в ней чувствуется проблеск надежды и будущей радости.

На раскрытие этого секрета Александр Жихарев потратил около четверти века. И теперь он оснастил своими «билами» уже многих заинтересованных и энтузиастов.

Оказавшись в поле звучания такого била, в особенности большого, низкочастотного, всем телом чувствуешь, как тебя обволакивает и пропитывает звук. Поскольку этот звук высоко консонантный, гармоничный, то телесное ощущение – очень приятное, почти блаженное. Вся грязь, напряжение, стресс внутри растворяются и вымываются. Многие слушатели говорят о заметном улучшении самочувствия, даже об исцелении от тяжёлых болезней. И практически все отмечают, что происходит заметное повышение жизненного тонуса, возникает желание и способность справляться с трудностями и проблемами.

Большие била звучат после удара по ним в течение нескольких минут! Александр Жихарев говорит, что можно ударить по билу специальным молотком, а потом поставить чайник, вскипятить его, заварить чай, выпить стакан – а било всё будет продолжать звучать и звучать! Подобным свойством не обладает ни один из музыкальных инструментов мира.

Конструктивно звонница представляет собой большую деревянную раму, на которой развешаны плоские бронзовые пластины прямоугольной формы. Эти пластины имеют размеры от нескольких сантиметров до метра и висят на мягких верёвочных подвесах, и иногда сильные порывы ветра заставляют их соударяться и играть удивительную музыку. Обычно используются одновременно три-четыре звонницы с билами разного калибра, на которых могут играть несколько звонарей, создавая удивительное и грандиозное произведение.

Красота этих звуков настолько соответствует божественным формам стоящего рядом храма Вознесения, что теперь эти два удивительных культурных явления – архитектурное и музыкальное, кажется, навечно слились и стали нераздельными.

Александр Жихарев со своими билами побывал во многих странах, добрался даже до Индии. И везде производил сенсацию – потому что до сих пор таких звуков мир не знал. Психотерапевты из Швейцарии и Германии начали активно приобретать била для целей целительства.

Нас настолько захватила красота увиденного и услышанного в Коломенском, что мы решили обратиться к Александру, и подробно расспросить его обо всём.

Вот что он нам рассказал.

Александр – самоучка в полном смысле слова, у него нет ни музыкального, ни инженерного образования. По профессии он водитель. Однако захватившая его в молодости страсть к поиску чистого и сильного звука оказалась настолько сильна, что он самостоятельно изучил многие книги по музыкальной акустике и колокололитейному делу. И даже в течение десятилетия сам отливал колокола. Но их звук его не удовлетворил, и Александр продолжил свой поиск.

Как-то сам собой он научился традиционным колокольным звонам, и теперь удивляет слушателей не только созданной им удивительной звонницей, но и игрой на колоколах. Часто Александр в свои «музыкальные» дни (субботы и воскресенья) забирается на колокольню, играет там колокольные композиции, а затем спускается к любимым билам, и над землей начинают плыть сладостные звуки возрождения России…

Александр рассчитывал и испытывал самые разнообразные формы металлических излучателей звука. И, в конце концов, его посетило озарение, и он УВИДЕЛ, что прочная плоская прямоугольная форма – это именно то, что надо. Он назвал её звуковой иконой – потому что соотношением размеров своих сторон идеальное било похоже именно на икону.

Обычно в таких пластинах, как в акустических резонаторах, возбуждаются четыре или пять форм звуковых колебаний, которые своими частотами удивительно благоприятно соотносятся друг с другом, являются консонирующими – в отличие от западных, пластинчатых колоколов, форма которых порождает множество звуковых форм, отчасти диссонирующих друг с другом и дающими печальное и тревожное, септаккордное звучание.

Фактически им был создан новый музыкальный инструмент – основанный на оригинальных принципах, имеющий новое выразительное звучание, для которого должны создаваться свои собственные музыкальные произведения.

Александр также изобрёл новый способ крепления бронзовых пластин. Он подвешивает из в двух точках, где находятся минимумы стоячих акустических волн, и в результате звучание практически не демпфируется — пластины звучат по несколько минут.

Он использует специальные молотки, которыми, в зависимости от способа нанесения удара, можно возбудить совершенно различные виды звучаний.

Била можно изготавливать из бронзы, но можно делать их из камня и даже из дерева! Все они имеют свое собственное, неповторимое звучание, удивительно красивое и величественное.

Бронза хороша для улицы, а дерево для дома.

Наконец, Александр рассказал нам о том, что уже изготовлены и проходят испытания особые била, звук которых неотличим от пения стаи птиц.

Наверное, именно благозвучие жихаревских бил и определяет их целительские свойства. Александр рассказал нам, что однажды к нему пришел приговорённый медиками человек – его зовут Геннадий П., он живет в Москве. Диагноз – рак желудка. Он целый день провёл рядом со звонницей, пытаясь собраться и мужественно встретить свою судьбу. Наверное, он о многом успел передумать в течение того дня…

К вечеру его стало сильно тошнить, поднялась

температура. А на следующий день Геннадий вновь отправился к врачам для продолжения исследований, и те с изумлением констатировали, что опухоль бесследно исчезла!

Многие сообщают о том, что после прослушивания музыкальных композиций, исполняемых на билах, проходит насморк или грипп, приходит успокоение, умиротворение.

Можно часто видеть, как к звонарям подходит агрессивная толпа юнцов, не в меру возбуждённых, по через некоторое время их агрессия затихает.

Что люди – птицы чувствуют благодать, истекающую из-под рук звонарей! Александр рассказывает, что с первыми же ударами бил замолкают и вскоре улетают вороны. Певчие же птицы, наоборот, подтягиваются со всех сторон и начинают подпевать.

По свидетельству Александра и его помощников, во время исполнения музыкальных композиций на билах, стаи галок часто летают кругами – прямо над звонницами.

Часто приходят – целыми стаями – бездомные собаки, и ложатся на траву. Они лежат, пока звучит музыка, а потом неохотно уходят.

Однажды пришли и долго стояли рядом со звонницами две распряжённые лошади – на них незадолго до ЭТОГО катали туристов.

Замечено также, что если разместить звонницу на пасеке, то пчёлы во время роения никогда не улетят с участка. Похоже, и для них соседство с билами представляется очень благоприятным.

И лишь однажды за десять лет Александр встретился с явным неприятием его инструмента. К нему подошли две пожилые, очень возбуждённые женщины, они буквально тряслись и возмущались. Александр не стал отвлекаться на них, и они через минуту быстро удалились.

Ещё нам рассказали, что отмечено явное влияние звонницы на климатические явления. Например, 17 декабря 2007 года, зимой (!), во время исполнения музыкальной композиции, на ясном небе появилась большая радуга. В другое время десятки раз наблюдалось, как во время музыкального таинства, исполняемого на билах, облака расступались, появлялось голубое небо, и осадки прекращались.

Это наталкивает на мысль о том, что гармония и

стремление к ней присущи всей Природе в целом – в живой, и той, которая кажется косной и неодушевлённой.

Вот ведь не переводятся творцы на Руси! Ничто не помешало Александру – ни безразличие советской эпохи, ни безденежье ельцинской. Слава Богу, Александр сейчас не один. Он окружён многими бескорыстными помощниками, которых он попросил обязательно назвать в этой статье. Это Татьяна Доронина, Виктор Данилевич, Владимир Саутин, Владислава Якупова, Дмитрий Орлов, Геннадий Харламов, Мария Мирошина.

Сейчас пришли новые надежды, но вместе с ними и новые проблемы.

Била стали подделывать. И пусть бы подделывали грамотно – Александру не жалко. А то ведь просто вырезают кусок бронзы и вешают на звонницу – он и заучит, как кусок рельса. А в результате такая идея компрометируется! И не идею даже жалко, а то, что многие люди так и не услышат этого божественного звука, удовлетворившись жалкой подделкой.

Потянулись многие бизнесмены из-за границы. Как бы нам не пришлось через некоторое время покупать жихаревские била откуда-нибудь из Германии или Франции, под маркой «настоящих европейских колоколов».

Впрочем, Европа не первый раз заимствует у России. Российская эмиграция прошлого века принесла Европе и Америке культурный и экономический подъём, а мы лишились самого цвета нации увы, мы сами виноваты в своих потерях…

А теперь насмешливая Европа, утратившая память, снисходительно предлагает нам помощь, чтобы поднять уровень нашей культуры… Впрочем, память у Европы на то, откуда она берет культурные и научные достижения, всегда была короткой – но всё же стоит помнить, что римляне, в конце концов, сделали с этрусками, научившими их ирригации, обработке металлов, возделыванию маслин и даже построившими Рим…

Поэтому мы решили спросить Александра, каким он видит будущее своего детища, и каковы его мечты.

Прежде всего, ответил Александр, била должны найти свою дорогу в музыкальные сообщества, в духовные организации, даже в каждую семью. Соприкасаясь с удивительными звуками каждый день, можно осуществлять самую лучшую профилактику физического и духовного здоровья, ощутить и удерживать атмосферу счастья и радости. Эти звуки на самом деле возрождают и обновляют.

Ещё есть у Александра мечта создать в России Акустический Театр, такой дворец звука, где люди могли бы заряжаться энергией, бодростью и здоровьем. Подобный дворец, храм одновременно науки и искусства, мог бы стать ещё одним украшением нашей столицы.

Пожелаем Александру исполнения его надежд и мечтаний! И пожелаем самим себе, чтобы побольше у нас было таких Александров – талантливых, упорных, несгибаемых. Такими людьми всегда славилась Россия. И если мы хотим создать настоящую, сильную державу, мы должны постараться сплотить таких людей и направлять их усилия к общей цели, помогать им всеми возможными способами.

Где вы, меценаты земли русской, вот есть дело для  вас!

И ещё подумалось: ведь нам открылся ещё один  способ помочь сплочению всех россиян – мы можем помочь им объединяться в волшебном звуке Звонницы Счастья, физически ощутить единство и уникальность нашей нации! В наших городах – на площадях, в больших залах, в парках – могли бы звучать эти волшебные, радостные, живительные звуки… Вот ещё одна сторона, которой Россия могла бы блеснуть перед остальным миром, вновь показав, откуда в мире на самом деле берутся таланты, новые идеи и принципиально новые технологии…

(Сергей Гладков)